БУМАЖНЫЕ СМИ вытесняются интернетом

О вытеснении бумажных СМИ интернетом

Дата: 12.06.2014 г. Автор: Джокер
Этот материал был подготовлен уже давно, но завалился при разгрузке стройматериалов и лежал, пока читательница Алиса из города Х не напомнила мне про него. Тут примеры с попыткой обощения на тему спада актуальности бумажных СМИ.

Общая направленность переведения массового внимания в интернет понятна всем, кто интернетом пользуется. Связь дешевеет, коробочки для связи дешевеют и все это расползается в массы.

Я помню продвижение сайтов 5-6 летней давности на территории районов московской области. В Москве конкуренция в период 2008-2009 годов уже имела место, но в области то еще были года тиши и благодати. Можно было легко зарегистрировать четырехбуквенный домен, что я и сделал - пару штук для себя, один для нашего рекламного агентства и один для заказчика. Теперь же все четырехбуквенные домены раскуплены реселлерами и продаются на биржах доменов. Продаются вяло.

Убедить подмосковного коммерсанта в необходимости иметь интернет-сайт и вкладывать в его продвижение даже 1000 рублей в месяц, в тех же 2008-2009 годах было сложно. Те, кого мне тогда удалось убедить, сейчас пожинают результаты - их пятилетние сайты стоят на прочном фундаменте доверия поисковых систем и массы сайтов-выскочек по факту не могут с этим сделать ничего.

Если брать сферы ремонтно-строительных и ремонтно-бытотехнических услуг, со многими представителями которых я знаком, то примерно до 2010 года включительно основным их средством продвижения была реклама в местных газетах. На втором месте по эффективности были местные телефонные справочники, а третье место занимала расклейка листовок на подъездах и заборах. Интернет шел позади этих медийных сфер. Как видно, еще пять лет назад почти все информационное пространство было занято этими тремя полиграфическими продуктами: газета, справочник, листовка.

В некоторых других сферах бизнеса, как автосервис, окна, двери, салоны красоты и так далее первое место упорно держала наружная реклама, которая и сегодня стоит на позициях, как упертый бык.
Но мы говорим о вытеснении бумажных СМИ, поэтому я больше буду рассматривать тот бизнес, который не пользуется наружкой. Ведь, к примеру, небольшая строительная бригада или мастер-телевизионщик не рассматривают билборд в качестве средства продвижения - дорого и слишком локально. Таких мелких предпринимателей интересует распыление своей рекламы на обширных пространствах, для чего подходят газеты, карманные справочники и листовки... Ни разу в жизни не видел билборд "ремонт телевизоров".

Так было до конца 2010 года.
Но в период 2011-2012 годов интернет массово стал расползаться по районам и ситуация за два года разительно поменялась. Больше людей стало ходить в интернет.
В 2012 году конкуренция сайтов в районах подмосковья стала огромной, что сказалось на востребованности рекламы в печатных СМИ.

Я уже упоминал в прошлых материалах о некоторых моментах, высвечу их и здесь:

1. Я общался с хозяином курьерской конторы, котрая занималась распространением журналов "Недвижимость и цены", "Туризм и отдых", "Работа и зарплата". Вы помните, какими были эти журналы десять лет назад... Волшебное было время... Одним таким журналом можно было, придя в зоопарк, оглушить какого-нибудь льва или медведя... При последней встрече этот товарищ показал мне нынешний экземпляр. Он тоньше в несколько раз.
Это наглядный пример.
2. Мои давние приятели - ремонтники-бытовщики - которых я знаю много, как один стали рассказывать мне, что реклама в газете перестала давать поток заказов. Знакомые мастера строители и отделочники вообще прекратили давать рекламу в газете за ее неэффективностью. "Вот" - вспоминал один из них - "десять лет назад нанимали таксиста на весь день только для того, чтобы ездить по объектам, и это по строчным объявлениям в газете...".
Зато интернет... Знакомый хозяин ремонтно-быттехничекой компании, например, содержит 3 сайта и вкладывает в их продвижение суммарно 85000 рублей в месяц.
3. Сами собой как бы "испарились" со страниц рекламных газет производители мебели, салоны связи, магазины автозапчастей - их полем продвижения стали наружка и интернет.
4. У меня есть пара заказчиков, занимающихся автоэвакуацией. Это сфера бешеной конкуренции, зачастую грязной. Люди ляпают свои телефоны везде где можно: на заборах, гаражах, столбах и деревьях, замазывая и срывая рекламу конкурентов. Печатная реклама в этой сфере даже не рассматривается. Человек ежемесячно расвешивает, где только может, несколько сотен метровых баннеров, которые также планомерно в течение месяца уничтожаются конкурентами. И все же - говорит он - основной поток звонков - это интернет. Этому в значительной мере поспособствовало распространение смартфонов с полноценным интернет-доступом. В условиях срочной потребности услуги той же автоэвакуации ищутся в первую очередь в интернет, а уже потом на ближайшем столбе.

Но.
Все это распространение интернета - только первый и наиболее явный фактор, влияющий на вытеснение бумажных СМИ. Вторым фактором является, хоть это и парадокс - рост технической оснащенности типографий. Я примерно держусь в курсе вторичного рынка полиграфического оборудования. В продажу выброшего огромное количество печатных машин малого и среднего класса при столь же невероятном падении цен. Сейчас за миллион рублей может быть куплена полуформатная печатная машина, которую десять лет назад мог себе позволить только полиграфкомбинат. Любой дядя Вася может печатать на такой машине полноцветную газету, выдавая за смену тираж районной газеты, и не заморачиваясь на услуги ротационных типографий.
Конечно, здесь встает вопрос о нахождении хорошего печатника...
Помнится, в 2004 году мы с партнером ездили в одну типографию на Авиамоторной,.. где вахтовым методом работал знакомый печатник, там же он и жил. Он нам печатал по ночам, одним из условий нашего сотрудничества была бутылка водки. Мы приезжали к нему по темноте, а он, выпив водки, вставал за "Роланд" и к полуночи выдавал нам готовые тиражи... Качеством мы были довольны... Веселейшее было время...

А сейчас... Идешь по какой-нибудь деревне, смотришь - помещение, а там - Гейдельберг 74 или Роланд ТОБ. И селянин что-то печатает...

То есть еще одним звонком в спаде печатных носителей стало массовое разорение коммерческих типографий. Запрос на бумажную рекламу падает, рынок насыщен высококлассным оборудованием, вторичный рынок техники завален и демпингует, а спрос на полиграфию идет на спад.

Также демпингует и сам рынок полиграфии. Качество полиграфии стало высоким, цены низки,предложений много. Каждый частник может организовать редакцию и выпускать газету, журнал, справочник, ежемесячный проспект. И количество СМИ выросло, газет и журналов стало много, но удельный вес каждой и каждого из них упал.

Теперь видя все это можно подумать: что ждет нас, бумажников?
Все же, некоторое будущее есть.
На мой взгляд ситуация должна несколько стабилизироваться. Интерес к бумажным носителям информации так или иначе есть и будет сохраняться. Здесь вопрос уже встает о качестве содержимого газеты или журнала и о качестве самого позиционирования. Тут будущее, несомненно за целенаправленным и творческим подходами. Выиграет в этой бешеной конкуренции самая лучшая концепция и регулярный труд редакции.

На этот счет у меня есть отличный пример рекламной газеты, распространяемой в научном городке Черноголовке. Я еще давно созванивался и беседовал с ее хозяином на тему газетных дел. Он отлично подошел к вопросу с самого начала. Газета называется "Сто пудов" и распространяется бесплатно по ящикам. Девизом газеты является что-то вроде "Каждую неделю наша газета в каждом ящике Черноголовки". Покрытие газетой жилого фонда стопроцентное. То есть объявление о продаже коляски прочитает весь город. Городок небольшой, и в нем также большое значение придается местным пересудам, сплетням и новостям. Газета дала им и это.
К слову сказать, портал Черноголовка.ру тоже очень хорош, но при этом портал и газета прекрасно сосуществуют и имеют в своих читателях все население города. И там и тут чувствуется грамотный подход и любовь в своему городку. Что тут скажешь... Интеллигентная среда...
А вот черноголовский полиграфический гигант "Ост Мастер" с переходом в руки приезжих хозяев утратил всю свою мощь, отличнейший парк полиграфических машин был заложен, растаскан, разворован... Хе-хе-хе... Но здесь Джокер лучше тактично промолчит...

Сделаем выводы:
Перспективы печатных изданий лежат в создании качественных локальных изданий "общинного уровня", расчитанных на внутриобщинные интересы с учетом местного менталитета. И такую газету невозможно будет выбить с позиций ни интернетом, ни чем-либо другим, пока существует бумажная промышленность. Достигается это взаимопониманием и взаимодоверием издателей и читателей. Вот попробуйте вытеснить газету "Сто пудов" в Черноголовке...

Вот пока и все.
Джокер.